Рыбопереработчик Лютаревич: чтобы зайти в КНР, нужны 3-4 года переговоров
ООО «Рыбзавод «За Родину» признан «Экспортером года» в Северо-Западном федеральном округе в номинации «Экспортер года в сфере готовой продукции АПК для крупного бизнеса». В прошлом году калининградский производитель отправлял свою продукцию на рынки Грузии, Азербайджана, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Армении, Казахстана и Туркменистана. Рост объемов производства (за два года почти в 2,5 раза) вынуждает искать новые рынки сбыта. Как рассказал в интервью РБК Калининград председатель Совета директоров ГК «За Родину», депутат регионального Законодательного собрания Сергей Лютаревич, сегодня компания стремится зайти со своей продукцией в Китай, ОАЭ, ЮАР и Марокко. И продолжает платить экспортные пошлины.
Особенности китайского рынка
Из всех перечисленных стран китайский рынок самый большой, но и самый сложный. Точнее, очень затратный по времени и энергии, которые нужно потратить, чтобы выйти на него, признает Лютаревич.
— Если в Узбекистан мы зашли за два года, и занимаем сегодня около 30% его рынка, то для того, чтобы приблизиться к заключению контракта с Китаем, по нашим подсчетам надо потратить минимум 3-4 года только в рамках переговоров. Планируем выйти также на рынки ЮАР, Арабских Эмиратов (сертификацию завода на эти страны мы, к счастью, получили) и, как ни странно, это не выглядит, Марокко. Там есть культура потребления сардины, а мы производим прекрасные консервы, поэтому рассматриваем этот рынок. Экспорт для нас важная тема еще тем, что ежегодно выпускается 5-6 новинок, и некоторые из них продаются там лучше, чем на российских прилавках. Причина — гораздо более высокое качество продукции, чем присутствующие в этих странах консервы европейских конкурентов: латышей, немцев, поляков, и наших земляков, россиян там стало больше, — объясняет Сергей Лютаревич.
— При производстве консервов используется много импортных составляющих. Помнится, вы рассказывали, что из отечественного сырья там только рыба и масло. Что-то меняется сегодня в связи с курсом на импортозамещение?
— Здесь, к сожалению, в лучшую сторону ничего не изменилось, российской продукции никакой не появилось. Жесть — китайская, лак китайский, китайско-иранская томатная паста…
Фото: Александр Подгорчук
— Скажите, а как меняются цены на импортные составляющие, и как это отражается на конечной продукции?
— Себестоимость безусловно растет. Как минимум по трем составляющим. Во-первых, подорожала логистика на доставку этих комплектующих — в отдельных случаях почти в два раза. Плюс проблема с платежами. Сейчас они в основном идут через агентов, что привело к удорожанию от 3 до 6%. Курс юаня вырос на 30%, поэтому однозначно все подорожало именно в рамках себестоимости. Но мы пока не увеличиваем цену так, как у нас дорожает комплектация. Наши рыбные консервы могут резко вырасти в цене, но их в один прекрасный момент никто не будет покупать, нам это не нужно. Поэтому мы очень взвешенно вместе с торговыми сетями, особенно в Калининградской области, работаем над ценой, над ее формированием. Притом, не надо забывать о росте цен на энергоресурсы. За восемь месяцев мы видим рост стоимости газа на 21%, электричества — на 20%. А у нас, как и других производителей региона, энергоемкое производство: холодильники, линии, энергоемкие очистные сооружения. Поэтому это тоже влияет на себестоимость. Идет рост заработной платы, с начала года она выросла на 26%. Так что пока мы держим цены за счет снижения рентабельности и за счет того, что сами ловим кильку.
Фото: Александр Подгорчук
— Раз уж речь зашла о логистике. Вспоминаю, как региональные власти говорили о создании некоего хаба — центра хранения и распределения продукции поближе к рынкам сбыта. Есть ли здесь какие подвижки?
— Последние изменения в логистике — договоренность о выделении субсидий на перевозку грузов в ходе встречи врио губернатора и вице-премьера Мантурова в его последний визит в Калининградскую область. Нам увеличили субсидию на 1,6 млрд руб для компенсации морских перевозок. Конечно, она снимет напряжение сегодня, но она касается только санкционных товаров. Вот это надо четко знать нашим читателям. А под санкциями у нас не все товары. Например, рыбные консервы, томатная паста и подсолнечное масло в санкции не входят, поэтому никаких льготных субсидий на доставку морским путем не получаем. Важно понимать: сейчас льготный тариф есть, но очень важно при согласовании бюджета Российской Федерации на следующий год учитывать [доставку грузов/из Калининграда]. Чтобы мы не ходили с протянутой рукой каждый квартал: в начале года нам дали допустим 1,8 млрд руб, в мае они закончились. И все, все перевозки останавливать теперь? Сейчас выделили еще 1,6 млрд, этого хватит до октября. И опять получится, что в ноябре тариф поднимется. Так нельзя.
Если к примеру нужно на эти цели около 8 млрд, надо сразу заложить эти деньги в бюджет, чтобы калининградский бизнес четко знал, что у нас будет такой-то морской тариф на санкционные товары в течение всего года. Хотя я считаю, что субсидии должны быть на перевозку всех грузов, неважно, санкционные они или нет. Наши покупатели говорят, почему такие высокие цены на полках? Да вот потому, что часть продуктов и комплектующих все равно приходится ввозить извне.
Что касается распределительных центров, то эту идею каждое предприятие реализует самостоятельно. Я думаю, что все большие компании региона уже имеют свои арендованные склады в Москве. У нас уже два склада в Подмосковье. И многие мои коллеги тоже снимают склады, потому что реально у нас логистика мало того, что дорогая, она все еще и не прогнозируемая. Я не могу с уверенностью сказать, что через два дня или через неделю смогу доставить рыбные консервы в федеральную сеть. Поэтому мне нужно просто загружать свои склады, там аккумулировать товар и уже оттуда делать поставки. И это опять же плюс 8-9% в цене каждой банки. Поэтому склады централизованные, логические центры действительно хотелось бы сделать для Калининградской области, но мы опять упремся в бюджетное финансирование. Я думаю, что с учетом сегодняшней ситуации, это маловероятно. Поэтому лучше заострить внимание на субсидии для перевозки грузов морским и железнодорожным транспортом.
— Повышение Центробанком ключевой ставки как-то отражается на вашем бизнесе?
— Если я скажу, что смертельно, вы ж в это не поверите. Как сегодня можно брать кредиты на оборотку под 21-22% при рентабельности предприятия в 9-10% и оборачиваемости рыбных консервов около пяти месяцев?! Никак. Поэтому сейчас мы в основном работаем за счет своих резервов — за счет жирка, что накопили за два года и поставщиков, которые с нами работают не одно десятилетие. К примеру Калининградский тарный комбинат — поставщики жестяной банки. Коммерческих кредитов у нас нет. Их просто невозможно потянуть. На производстве их нельзя оплачивать, закладывать в себестоимость. Нельзя! Поэтому не все так просто: большую часть комплектующих покупаем по предоплате — и томатная паста предоплатная, и масса подсолнечная предоплатная. И зарплаты, налоги надо ежемесячно платить. Где-то чуть сократили отсрочки. У нас же действуют отсрочки с федеральными торговыми сетями, с дистрибьюторами...
Фото: Александр Подгорчук
— Сергей Николаевич, после введения экспортных квот, вы говорили о сложностях оформления документов и получения лицензии на вывоз. Вот эта процедура сейчас как-то упростилась?
Введение правительством РФ в 2023 году экспортных пошлин на отдельные виды продукции сделало нерентабельным экспорт социальных рыбных консервов в страны СНГ. При этом поставки в страны-участницы Евразийского экономического союза пошлинами не облагаются. В феврале 2024 года федеральные власти установили тарифные квоты на беспошлинный вывоз рыбных консервов и консервированных морепродуктов, произведенных в Калининградской области, за пределы ЕАЭС: на экспорт консервов из рыбы - 4,4 тыс. тонн, консервированных морепродуктов - 100 тонн. В марте указ о распределении тарифной квоты на экспорт рыбных консервов, икры, ракообразных и моллюсков подписал глава Калининградской области Антон Алиханов. Квоты для предприятий региона действуют до 31 декабря 2024 года.
— Пока гладко только на бумаге. Мы сейчас подготовили новое обращение от врио губернатора в Минпромторг РФ. Сама идея, задумка беспошлинного вывоза реализовывалась частично. Мы получили квоту на лицензии для производителей Калининградской области. Кажется, что все хорошо. В реальности, когда начинаешь оформлять лицензию, она выдается на 15-й день с момента подачи заявки. То есть, мы собираем пакет документов, подаем заявку и на 15-й день получаем лицензию, и самое плохое — она выдается на каждый вид товара. Если у меня в машине находится 38-46 видов консервов, то я должен получить столько же лицензий. Получается, примерно столько же затрат, сколько бы я заплатил экспортных пошлин. Только экспортную пошлину оплатил, и сразу же груз отгружаю. А тут 15 дней жду, 15 дней не могу отгрузиться, потому что подаю документы на эту спецификацию. И если в минпромторге не согласуют хоть один пакет документов, то получу не 38-46 лицензий, а, например, 35. И вновь вынужден подавать документы по новой и ждать еще 15 дней. Поэтому мы сейчас просим выдавать лицензии не по десятизначному коду товара, а четырехзначному. Ну, к примеру, рыбная консерва — это код 1604. Если лицензия будет выдаваться по четырехзначному коду, то таким образом мы будем получать одну лицензию на машину. В этом и была логика, когда нам давали квотирование на лицензирование. Взять к примеру зерно, на судне 5 тысяч тонн зерна перевозят, там одна лицензия 7,5 тысяч рублей. Да, дешево получается. А у меня 30 видов консервов, если умножить на 7,5 тысяч, то особой экономии в сравнении с оплатой пошлины на эту партию нет. Поэтому вот такое обращение мы сделали, надеюсь, нам упростят выдачу лицензии. Пока кроме ГК «За Родину» эти квоты не использует никто. Как платили экспортные пошлины, так и платят.
— Правительство России утвердило правила маркировки консервов в потребительской упаковке. Для отдельных видов, в том числе, рыбных, обязательную маркировку будут вводить постепенно. Но работать в системе маркировки можно уже с 1 сентября. Планируете?
— Последние три года мы выступаем против этой маркировки. Рыбный Союз, я лично, как руководитель считаю, что «Честный Знак» полностью дублирует уже существующую систему «Меркурий». <...> Мы, конечно, законопослушное предприятие, поэтому с 1 декабря 2024 года будем выпускать всю продукцию с «Честным знаком». Но его внедрение и тот эксперимент, который сейчас проходит, показывает, что последуют огромные затраты и удорожание продукции.
Фото: Александр Подгорчук
Линии будут работать медленнее, выпуск в ближайшее время, наверное, все-таки упадет физически, потому что мы не можем все маркировать с той же скоростью, с какой сейчас просто выпускаем продукцию. Второе — финансово [Честный знак] — затратная тема. У нас в бюджете уже 52 миллиона рублей, которые мы должны вложить. Плюс, надо говорить честно, каждая банка подорожает примерно на рубль: 50 копеек мы платим просто за то, что имеем право нанести марку. Еще на 50 копеек у нас возрастают все затраты: наносить маркировку. То есть на рубль, так или иначе, рыбная консервная продукция с введением маркировки подорожает.
Меркурий – это система контроля товаров животного происхождения от фермы до прилавка магазина (за исключением молочной продукции в промышленной упаковке). В системе фиксируются лабораторные исследования на произведенную продукцию, переработка продукции и все ее перемещения.
— Врио губернатора Алексей Беспрозванных на недавней встрече с президентом России назвал дефицит кадров ключевым вызовом для региона. Для вас это проблема сейчас?
— Огромная, как во всей Калининградской области и Российской Федерации. У нас в регионе она более остро ощущается, потому что у нас вокруг граница и другие страны. Люди не могут с соседнего субъекта приехать к нам на электричке, чтобы работать. Поэтому, конечно, ощущается. У нас в любом секторе экономики да и в бюджетных учреждениях сейчас нехватка кадров. Рост ВРП зависит напрямую от решения этой задачи обеспечения кадрами.
— В марте на встрече с главой государства в Ставрополе вы поднимали вопрос судостроения. И в ходе недавнего визита в Калининград вице-премьера Мантурова продолжили ее. Вы предложили дополнить 719-е постановление Правительства, которое определяет, строительство каких судов может вообще поддерживаться государством — добавить в этот список маломерный флот. Что-то сдвинулось в этом направлении?
— Это долгоиграющая тема. На встрече с президентом мне удалось предложить, чтоб государство поддерживало не только судостроение крупных судов, но и маломерные, прибрежные рыболовные суда. И глава государства такие инициативы поддержал и сделал соответствующие поручения. Сейчас мы очень ждем поручения вице-премьера Дениса Мантурова по результатам его поездки в регион, который тоже поддержал наши предложения. Этот вопрос на контроле врио губернатора. И вот здесь уже идет конкретика: в постановление № 719 нужно внести корректировки для маломерного флота, сделать локализацию не 80%, а хотя бы 50%, если говорить простым языком. Соответственно, мы очень сильно рассчитываем, что прибрежный рыболовный флот войдет также в возможность льготного лизинга.
То есть, само это постановление не предоставляет никаких субсидий и льгот, но оно является основным для того, чтобы можно было использовать другие инструменты, такие как льготный лизинг. <...> Мы очень плотно сегодня работаем над проектом нового судна, ни на один день не останавливались. Он у нас в разработке, на согласовании со всеми службами. Я надеюсь, что со следующего года все-таки получится начать закладывать флот у нас, в Калининградской области, для рыбаков, которые работают на Балтийском, Каспийском и Черном морях.
Фото: Александр Подгорчук
— А какая сейчас есть потребность в обновлении флота у региона?
— Если говорить о «зародинцах», то нам нужно сегодня около пяти судов. Для всей отрасли — около 35-40 судов такого проекта, который был бы универсален для всех бассейнов. Для льготного лизинга в рамках страны, поддержка строительства наших небольших судов, это вообще ничего. Тем более средства возвратные, так они еще вернутся плюс с налогами, с учетом того, что вылов возрастет. К тому же этот проект загрузит наши судостроительные верфи лет на десять. И это тоже дополнительные налоги. Несмотря на все сложности, которые сегодня есть в отрасли, рыбаки с оптимизмом смотрят в будущее, не зря говорят: «Рыбак — это вдвойне моряк».
Как писал РБК Калининград, первый заместитель председателя Правительства России Денис Мантуров во время рабочего визита в Калининградскую область пообещал проработать вопрос льготного лизинга и строительства маломерных рыболовных судов.
Источник - РБК Калининград